Связь эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), объединяющая основная масса крупных российских авиакомпаний (кроме группы «Аэрофлот»), выступила с весьма странной инициативой, что грозит лишить пассажиров способности возвращать наличные деньги за вынужденно отменены перевозчиками рейсы. АЭВТ приглашает дать возможность авиакомпаниям при любом удобном случае выдавать пассажирам ваучеры на плату будущих билетов вместо возврата денег за несостоявшийся полет, докладывает соб.корр. Travel.ru.
Предложение АЭВТ носит форму воззвания в правительство, и сам по себе повод для узаконивания ваучера как формы возврата средств в нынешней ситуации глобального форсмажора вполне обусловлен. Действительно, уже в течение нескольких недель множество авиакомпаний за резкого падения продаж в следствии пандемии короновирусной инфекции остаются почти без обратных средств. Ваучер для них сейчас — единственный способ неким образом вернуть деньги пассажиру, пусть и только в виде обязательства будущей перевозки. Однако в АЭВТ отчего-то решили половить рыбку в мутной воде и заодно вышибить для своих участников возможность отказывать пассажиру в возврате средств не только в период пандемии, но и во множестве других случаев.
К этим случаям в АЭВТ пожелали отнести стихийные бедствия (землетрясение, потоп, ураган), пожар, массовые заболевания (эпидемии), распространение болезни, которое представляет опасность для окружающих, забастовки, военнослужащие действия, террористические акты, диверсии, ограничения перевозок, запретительные меры стран, запрет торговых операций, в том числе с отдельными государствами, в результате принятия международных санкций и другие, не зависящие от воли сторон контракта (контракта) обстоятельства».
Таким образом, в случае принятия предложения АЭВТ пассажиры имеют все шансы потерять одновременно и полета, и денег за билет во огромном количестве вполне прозаических и широко распространенных случаев. К примеру, под это описание абсолютно подходят отмена рейсов из-за происходящих в Европе чуток ли не каждую неделю забастовки авиадиспетчеров или сотрудников аэропортов, коие встречаются в Восточной Азии и в Северной Америке некоторое количество раз в году крупных ураганов или тайфунов, каких-либо споров меж авиавластями разных стран, коротких перекрытий невесомого пространства по любому поводу вплоть до плохой погоды, и тому схожее.
Во всех подобных случаях законодательство сейчас настятельно просит от авиакомпаний возвращать деньги пассажирам отмененных рейсов (или перебронировать их на иной рейс или маршрут). Проблем это не вызывает, и вызвать не имеет возможность — все такие сбои в перелетах обычно локальные и продолжаются считанные дни или даже часы, и не могут радикальным образом назваться на финансовом положении перевозчиков. Тем не менее АЭВТ и ее участники приняли решение вдруг получить возможность оставлять себе денежки пассажиров, не выполнив при этом обязательств по их перевозке.
Пассажиры в плане АЭВТ не получают вообще никаких гарантий или водительских удостоверений (кроме права все же получить наличные деньги, но с отсрочкой до года по желанию авиакомпании). По сущности все, что они получают — ваучер (или сумму на личном счету на веб-сайте авиакомпании) для оплаты каких-то будущих полетов, коие им вполне могут быть уже не нужны. Допустим, путешественник прибыл на Камчатку и предполагал осуществить перелет районной авиакомпанией до вулканов, однако из-за плохой погоды или закрытия аэропорта предназначения этот полет был отменен. В случае принятия плана АЭВТ турист рискует остаться не только без полета, но и без больших денег за него, поскольку ваучер местного перевозчика ему в последствии отъезда с Камчатки никак применить не удастся. Все, что может пассажир этого проекта — вернуть деньги лишь через год.
В АЭВТ не считали нужным сделать план хотя бы минимально справедливым к пассажирам. К примеру, в нем отсутствует право пассажира получить компенсацию за издержки и неудобства (например, в виде увеличения минимум на 25% суммы ваучера по сопоставлению с ценой билета). Также отсутствует право транслировать ненужный самому пассажиру ваучер для использования иным лицам. Никак не учитывается риск того, что авиакомпания уже не несомненно будет существовать до момента, когда пассажир решит пользоваться ваучером (или получить наличные через год). Кроме такого как, проект вообще не рассматривает случаи, когда перевозки уже отчасти выполнено и не устанавливает порядок расчета суммы ваучера в этих случаях.
В итоге проект получился откровенно однобоким, полностью игнорируют права пассажиров, и при этом полностью сырым и непроработанным. Можно предположить, что расчет в АЭВТ проделывали на то, что в правительстве в нынешних чрезвычайных обстоятельствах не станут понимать в нюансах и одобрят проект не глядя. Но если эта игра ва-банк не протечет и проект будет отклонен, то участники АЭВТ имеют все шансы потерять не только вышеописанных незаслуженных преимуществ, но и остро нужной области урегулирования вопросов оформления возврата билетов в сегодняшней чрезвычайной ситуации с пандемией.
Источник: travel.ru