Travel.ru провел анализ заработавшего весной на полную стартовую мощность свежего аэропорта Стамбула и обнаружил, что это весьма нетипичный транспортный узел. Его огромные размеры принесли множество плюсов и некоторые минусы, коие стоит учитывать при полетах в Стамбул или транзите сквозь него.
Посадка. В новый аэропорт на данный момент совершаются все стамбульские рейсы из Рф, кроме выполняемых компаниями Pegasus Airlines и «Победа». В новоиспеченный аэропорт летают Turkish Airlines, для которой это новоиспеченный главный хаб, «Аэрофлот», AtlasGlobal, OnurAir и большинство солидных зарубежных перевозчиков — словом, все те, кто ранее летал в аэродром Ataturk, который теперь закрыт для пассажирских рейсов.
Но аэропорт и переехал на тридцать с лишним километров на северо-запад вдаль от городских кварталов, не все пассажиры сохранились без захватывающих видов сверху на Стамбул. Да, низких проходов над центром мегаполисы больше нет, но преобладающее направление посадок теперь с юга на норд, а стало быть, у летящих из России есть хорошие шансы увидеть во время захода центр мегаполисы и Босфор в левые иллюминаторы. Для этого стоит подбирать места А в самолете.
А вот тем, кто хочет посмотреть из самолета на новоиспеченный аэропорт, лучше выбирать иллюминаторы правого борта (в большинстве случаев это пространства F или K). Посадка с юга на ближнюю к терминалу полосу даст прекрасный вид на терминал, на дальнюю — обзор всего аэродрома. При следующем рулении с любой полосы у пассажиров у правых иллюминаторов наилучшие шансы на вид на новый крупнейший в мире терминал.
Вобщем, осознание гигантомании нового аэропорта, скорее итого, быстро придет ко всем пассажирам рейса, ибо руление с далекой полосы до терминала займет не менее 10 мин, а к большинству пирсов — 15-20 минут. С ближней полосы процесс одолжит в среднем минут 7-10. Словом, если пора в полете до Стамбула и стало меньше за счет уменьшения очередей в воздухе на посадку, то выигрыш будет съеден долгим рулением. Вероятно, что ситуация заметно улучшится приблизительно через год: после запуска еще одной взлетно-посадочной полосы к северо-востоку от терминала — за это время большинство пассажирских рейсов смогут использовать две наиблежайшие к терминалу полосы.
Высадка из самолета. Парадокс, но крупно повезет тем пассажирам, чей аэроплан в Стамбуле поставят на удаленную стоянку (этого в новеньком аэропорту почти не бывает) или после прилета интернационального рейса поставят к пирсу внутренних направлений. В данном случае пассажиров автобусами привезут прямо к центру огромного терминала — сразу к линиям паспортного контроля (для тех, кто посылается в сам Стамбул или прочую Турцию) или контроля безопасности (для тех, кто пересаживается на иной международный рейс).
Тем, кого высадят в телетрап (а это львиная часть пассажиров), везет меньше. Им предстоит проделать тот же пускай пешком, пусть и с частичной помощью траволаторов и эскалаторов. Маленьким этот путь будет только от гейтов С и Е (но их в сумме итого 8, и большие самолеты к ним поставить нельзя). Чуток лучше ситуация у пассажиров с гейтов D, где тоже нет солидных лайнеров — их путь составит от 200 до 700 метров. Но большинству пассажиров приходится шагать от пирсов A, B и F, где паркуют как широкофюзеляжные самолеты, так и часть узкофюзеляжных. В самом наилучшем случае им светит полкилометра пешком (для сравнения — это более полной длины посадочной галереи во Внуково). В нелучшем путь превысит километр — это гораздо больше, чем от поезда «Аэроэкспресса» до терминала Шереметьево-3 (D). Для прилетевших внутритурецкими рейсами (гейты G) путь к выходу в город (или к пересадке на международный рейс) также неблизкая — в среднем около 700 метров.
Пассажирам, коим трудно передвигаться пешком на подобные дистанции, лучше заблаговременно заказать сопровождение через авиакомпанию. В этом случае победить длинные коридоры аэропорта можно будет на гольф-каре.
Пересадка на иной рейс. Для транзитных пассажиров всё это может быть лишь полпути — ведь после контроля безопасности в центральной части терминала им понадобиться снова идти в какой-то из пирсов к своему второму самолету. Отчего в новом аэропорту не предусмотрели пункты контроля защищенности для транзитных пассажиров в самих пирсах, что сэкономило бы почти всем из них километр-полтора ненужной беготни — неизвестно. По практически единодушному воззрению многих посетителей новостройки, все это сделано лишь для такого как, чтобы все транзитные пассажиры прошли через галерею магазинов в центре терминала.
К огорчению, подобный трюк сильно увеличивает время, нужное для пересадки и вряд ли повышает выручку в магазинах и кафе — ибо пора, которое можно было бы провести за едой или покупками, как раз и съедается данными вынужденными кроссами по терминалу. Возможно, что базовый перевозчик Turkish Airlines, попавший в число акционеров аэропорта уже после его запуска, может поспособствовать организации дополнительных пунктов контроля защищенности для трансферных пассажиров в самих пирсах.
Справедливости из-за, и в старом аэропорту Ataturk дорога от и до дальних гейтов также могла составлять почти километр — но там это было исключением, а не правилом. В новеньком аэропорту сам процесс пересадки даже в отсутствие очередей на контроле защищенности и без всяких пауз в кафе и магазинах займет в среднем тридцать минут (плюс время на саму высадку из первого самолета и пора для посадки во второй). Очередей на контроле безопасности, уместно, действительно стало меньше за счет резкого роста числа линий досмотра.
Иными словами, дабы иметь хорошие шансы успеть на пересадочный рейс, не стоит хватать стыковки в Стамбуле менее двух часов. А дабы получить какое-то удовольствие от посещения этого во многом внушительного терминала — лучше закладывать не менее трех. Исключение оформляют прилеты из стран Евросоюза — эти пассажиры не проходят в Стамбуле вторичный досмотр и сразу попадают в зону вылета. Для них мало достаточное время на пересадку можно оценить приблизительно в полтора часа, комфортное — в два и более часа.
Транзитным пассажирам Turkish Airlines содержит смысл рассмотреть варианты длительной стыковки или в том числе и остановки в Стамбуле на день-два. В первом случае почти всем из них светит бесплатная экскурсия по Стамбулу (если пересадка пришлась на дневное пора), а во втором — бесплатная ночевка в гостинице в центре мегаполисы (доступно летящим по определенному довольно широкому перечню направлений).
Выход в город. Паспортный контроль кроме того заметно ускорился по сравнению со старым аэропортом — также за счет увеличения числа линий. После сего пассажиры попадают в гигантский зал выдачи багажа с несколькими десятками багажных лент — и в случае если с лентой не повезет, то до нее и обратно тоже вполне возможно пробежать дополнительных полкилометра.
Те, кто не занят багажом, имеют все шансы посетить находящиеся там же большие магазины Duty Free с классическим и весьма широким выбором товаров. Либо направить внимание на расклеенные на колоннах баннеры с описаниями автобусных маршрутов из аэропорта.
Выход в публичную зону — сквозь зеленый или красный таможенные коридоры. Публичная пояс прилета — широкий коридор длиной около 550 метров, утыканный кабинетами турагентств, служб бронирования отелей и тому схожим — и там заметно больше порядка, чем в старом аэропорту. Доступны кроме того ряд кафе различного формата. Городской туристический кабинет почему-то работает лишь с середины утра до вечера, но туристы прибывают круглосуточно (в нерабочие часы от него, истина, тоже есть польза — там можно зарядить телефонный аппарат). Впрочем, лучшая часть зоны прилета располагается снаружи.
Если выйти из терминала на уровне прилета, попадаешь в малый сад с пока еще небольшими деревцами, газонами, лавочками и иным. Если пройти чуть дальше, откроется вид на грядущий город-сад — изогнутые аллеи, ведущие к пока еще строящимся гостиницам, бизнес-центрам и прочему. Из всего будущего аэропорт-сити в данный момент четко видна одна лишь мечеть, остальное пока же лишь на уровне фундаментов. Выходя на улицу, стоит припоминать, что обратный вход в терминал, если он требуется — лишь через входной контроль безопасности, и он в Турции больше въедливый, чем в России.
Один отель, впрочем, уже трудится в самом терминале. Yotel на уровне вылета содержит 451 сверхкомпактных номеров (сотня из которых присутствуют уже за линией паспортного контроля, именуются YotelAir и предусмотрены в основном для транзитных пассажиров). Ввиду отсутствия конкуренции стоимости немаленькие: для номеров в публичной зоне тарифы начинаются от 119 евро, в незапятанной зоне — от 151 евро. Других гостиниц ни у кого поблизости от аэропорта нет, и вероятно, не будет еще пару лет.
Автотранспорт в город. Транспорт — это то, в чем новый аэропорт радикально выигрывает у старенького, даже несмотря на временное отсутствие метро, коие откроется не ранее 2020 года. Правда, автотранспорт немного спрятан: на уровне прилета доступны лишь такси, к которым часто стоит очередь и эта очередность порой превышает сотню человек. Но если очередность невелика, то такси может быть хорошим вариантом, тем более для нескольких человек. Цена до центра города составляет приблизительно 100-120 турецких лир (15-18 евро), в азиатскую доля Стамбула несколько дороже. Дорога в центр одолжит от 40 минут — а далее все зависит от пробок в самом центре. Невзирая на удаленность нового аэропорта, во многие места Стамбула доехать из него возможно быстрее, чем из старого — благодаря широким и пока пустующим автострадам.
Все прочие виды транспорта — рейсовые и туристские автобусы, различные шаттлы и трансферы, частные авто — доступны на подземном уровне (спуститься можно как снутри терминала, так и с улицы). Спускаясь, можно заметить многоярусные парковки — возле 18 тысяч крытых парковочных мест присутствуют у самого терминала, но спрятаны они так, что почти не портят вид на дом.
Те, кто решил сэкономить и доехать автобусом, имеют на выбор разом 23 маршрута. Три из них — H2, H3 и H4 — на вид обычные городские желтые автобусы. Впрочем в реальности все они экспрессы с единичными остановками и нередко имеют все шансы довезти почти столь же быстро, как такси. Стоят они итого 5,4 лиры (0,8 евро), но пунктов предназначения немного, и относительно центральный из них лишь один — круглосуточный автобус H2 везет до транспортного узла Mecidiyekoy в регионе Шишли. Два других желтых автобуса курсируют пореже, не ходят ночью, и могут довезти лишь до станций метрополитен в весьма удаленных от центра районах европейской части Стамбула.
20 остальных маршрутов, от IST-1 до IST-20, обслуживаются автобусами междугородного на подобии с розетками, интернетом и мягкими креслами. Это тоже экспрессы, прогуливаются они во множество районов города (только в различные части центра европейской части — 5 маршрутов). Стоимость до центра — 18 лир (2,7 евро), в другие части европейской пятидесяти процентов города дешевле, в удаленную часть азиатской пятидесяти процентов и аэропорт Sabiha Gokcen — 30 лир (4,5 евро). Перерыв днем на большинстве линий 15-30 минут, ночью — от получаса до 2 часов. Припомним, что в старом аэропорту метро было доступно только до полуночи, немногочисленные автобусы — примерно до часа ночи, а основная масса районов города вообще не имело никакой ровный связи с аэропортом.
Во всех автобусах проще итого платить карточкой Istanbulkart, она же работает на всем прочем городском транспорте и выделяет большие скидки по сравнению с разовыми билетами. Приобрести или пополнить Istanbulkart можно в автоматах у платформ отправления автобусов, в том количестве с помощью банковской карточки. Там же приведены списки маршрутов и цен на них.
Фотогалерея значения прилета нового аэропорта Стамбула доступна на страничке Travel.ru в Facebook. Тест процесса вылета из свежего аэропорта будет опубликован на Travel.ru в ближайшие дни.
Источник: travel.ru