В Стамбуле стартовал полный перевод рейсов из прежнего основного аэропорта Ataturk в лишь что построенный новый аэропорт. Полноценная работа свежего аэропорта начнется в 14.00 субботы 6 апреля. При данном большинство рейсов в этот день и часть рейсов примыкающих дат были заранее отменены для упрощения перехода, докладывает соб.корр. Travel.ru.
Всем иностранным авиакомпаниям (не считая летающих в аэропорт азиатской части города Sabiha Gokcen) понадобилось отменить полеты в Стамбул 5-6 апреля. Сделано это оттого, что воздушные трассы старого и нового аэропортов пересекаются, и одновременная полновесная работа обоих невозможна. В то же время турецкие авиакомпании сумели сохранить большинство рейсов 5 апреля и часть рейсов 6 апреля.
Заключительный коммерческий рейс из аэропорта Ataturk вылетел в 2.46 6 апреля с запозданием в три четверти часа — это был рейс Turkish Airlines в Сингапур. После этого Ataturk стал работать только на перегон самолетов без пассажиров в новоиспеченный аэропорт.
Новый аэропорт Стамбула 5 апреля с пассажирскими рейсами не трудился вовсе (до 4 апреля он обслуживал пару десятков рейсов Turkish Airlines в денек, в том числе полеты в Москву 5 раз в неделю). С 14.00 субботы 6 апреля он опять заработает с коммерческими рейсами — поначалу в ограниченном режиме, посылая по 5-10 самолетов в час вместо обычной для Стамбула полусотни. Первым обязан стать вылет Turkish Airlines в Анкару в 14.00, 1-ое прибытие ожидается час спустя из Майами. Число рейсов несомненно будет постепенно увеличиваться — с 7 апреля в аэропорт должны быть допущены зарубежные авиакомпании.
Сокращенная работа нового аэропорта сохранится по меньше мере некоторое количество дней. Среди прочего, существенно сокращены рейсы Turkish Airlines в Российскую Федерацию. На московском направлении, где компания совершает обычно 5 вылетов в денек, на 6, 7 и 9 апреля намечен только один вылет, при этом на узкофюзеляжном Airbus A321. 8 апреля запланировано два рейса, 10 апреля три, с 11 апреля — хорошо, и с 29 апреля рейсов снова станет 5.
Рейсы Turkish Airlines в Санкт-Петербург и Казань отложены с 6 по 8 апреля, в Сочи — с 6 по 9 апреля, в Ростов-на-Дону и Краснодар — с 6 по 10 апреля, в Уфу и Воронеж — с 6 по 11 апреля, в Самару — с 6 по 14 апреля, в Екатеринбург — с 3 по 12 апреля. После этого полеты возобновятся по обычному графику (большинство данных линий компания обслуживает ежедневно).
Перебронирование имевшихся на эти рейсы билеты на наиблежайшие доступные дни привело к тому, что и на соседние даты билетов имеет возможность не быть вовсе либо они доступны только в бизнес-классе или по дорогостоящим тарифам экономкласса. Тем не менее, пассажиры, затронутые данными отменами как у Turkish Airlines, так и у других перевозчиков, имеют вероятность бесплатно сдвинуть поездку на иные даты. Не считая того, можно сдать авиабилет без штрафов.
«Аэрофлот» на этот момент рассчитывает летать в новый аэропорт Стамбула в простом режиме пять раз в день с 7 апреля (первый рейс вылетит из Столицы еще вечером 6 апреля). Также стандартную частоту полетов в Стамбул расчитывают с 7 апреля большинство других иностранных перевозчиков. «Победу» переход не затрагивает — она луна назад отказалась от полетов в Ataturk, сосредоточившись на рейсах в аэродром Sabiha Gokcen.
Пассажирам, планирующим полеты в Стамбул или сквозь Стамбул в ближайшие недели (кроме следующих в аэродром Sabiha Gokcen), следует регулярно проверять статус собственных рейсов. Имеет смысл также держать в голове другие варианты путешествия. В процессе полноценного запуска свежего аэропорта не исключены сбои в работе его отдельных служб, трудности со своевременной доставкой багажа и тому подобное.
Автотранспорт. Парковки аэропорта рассчитаны на 18 тысяч скрытых и 22 тысячи открытых мест. С 5 апреля всеполноценно работают все 24 автобусных маршрута из аэропорта в разные районы Стамбула. Четыре из них обслуживаются обычными автобусами IETT, в них функционирует карточка istanbulkart (двойной тариф, то есть 5,4 лир (наименее 1 евро)). Эти маршруты следуют в старый аэродром Ataurk (H-4), к станции метро Mahmutbey (H-1), транспортному узлу Mecidiyeköy в центральном регионе Şişli (H-2) и западной окраине Halkali (H-3). Частота перемещения на большинстве маршрутов — 10-20 минут, время в пути без пробок наименее часа, однако в пиковое время оно может гораздо увеличиваться.
Еще 20 линий из разных районов, подключая центральные Taksim, Besiktas, Sultanahmet, Yenikapi, Mecidiyeköy, обслуживаются экспрессами Havaist. Интервалы перемещения — от 15 до 40 минут. Цена проезда из центра — 18 лир (3 евро), из иных районов — от 12 до 30 лир (2-5 евро). Автобусы обязаны быть оборудованы индивидуальными видеоэкранами, беспроводным онлайном и портами для зарядки мобильной электроники.
Линия метрополитен из центрального района Gayrettepe, которая позволит добираться до аэропорта за полчаса, будет запущена не ранее 2020 года. Путешествие на такси из того же района по незагруженной трассе занимает возле 40 минут, однако из других центральных районов срок имеет возможность быть больше. Кроме того, после перевода всех рейсов нагрузка на автодороги крепко возрастет и время в пути может увеличиться.
В последствии поездки в аэропорт пассажирам придется преодолеть большую дистанцию и внутри гигантского здания. От входа в терминал в том числе и до ближайшего выхода на посадку — полкилометра по прямой, а до более удаленного — почти полтора. Часть этого пути возможно будет преодолеть на траволаторах.
С 7 апреля в аэропорту трудится гостиница Yotel, которая находится прямо снутри терминала. Отель находится в левой части терминала и располагает 451 сверхкомпактными номерами, сотка из которых будут уже за линией паспортного контроля и предусмотрены в основном для транзитных пассажиров. Ввиду отсутствия конкуренции стоимости весьма велики: большинство тарифов превышают 200 евро, для номеров в общественной зоне на отдельные даты доступны тарифы от 129 евро.
Припомним, что аэропорт задуман как крупнейший в мире, с возможностью сервиса через несколько лет до 200 миллионов пассажиров в год (сегодняшние мировые рекордсмены среди аэропортов имеют в два раза меньшие показатели). На данный момент готов первоначальный терминал (всего задумано два плюс отдельно важный конкорс). С 6 апреля новому аэропорту перебежал код аэропорта Ataturk — IST (а тому, в свою очередь, достанется ISL).
Конструкция терминала. В терминале, который сверху выглядит как огромная буква Ж, имеется пять огромных посадочных пирсов — А, В, D, F, G (плюс некоторое количество телетрапов в самом основном корпусе — секторы С и Е). Внутренним линиям отведен близкий справа пирс (выходы G), а также выходы F1 и F3 на далеком правом пирсе. В сумме это дает на внутренних линиях возле двух десятков телетрапов плюс 13 автобусных выходов на посадку.
К огорчению, навигация в части выходов на посадку (гейтов) на раритет путаная. Вместо логичной цифровой нумерации аэродром предпочел очень сложносочиненную буквенную. К примеру, все 13 автобусных гейтов внутренних рядов сосредоточены в индексах G1 и G3: каждый из них имеет дополнительное буквенное обозначение — так G1A, G1B, G1C, G3F, и так далее. Телетрапные выходы тоже двойные, потому что в большинстве телетрапных мостов по два выхода — например, совместно расположены G6A и G6B. В результате почти каждый гейт содержит сложное для восприятия и запоминания обозначение и возможна неразбериха с другими выходами с похожим сочетанием букв и цифр — так, А10В и В10А, и так далее. Словом, пассажирам придется разгадывать квесты.
Выходы разделов A, B, C, D, E и F — международные (кроме F1 и F3). 16 из них автобусные (они занимают доля сектора А), еще более сотни — телетрапные. Всего в аэропорту задумано почти четыре сотни самолетных стоянок, 257 из коих — удаленные.
Дизайн терминала базируется на местной зодчестве — потолок состоит из 313 куполов, которые обязаны напоминать о мечетях и дворцах. Обещано, что 800-метровая галерка магазинов Duty Free будет напоминать улицу Стамбула.
В аэропорту ожидается более 500 стоек регистрации на 13 «островах». 8 из них (D, E, F, G, H, J, K, L) займет Turkish Airlines. Установлены 228 кабин паспортного контроля, больше 20 тысяч кресел для ожидающих пассажиров. Обещаны кроме того стойки самостоятельной сдачи багажа, автоматические турникеты на выходах на посадку и многие другие инновации. Как и в прочих турецких аэропортах, каждого улетающего из Стамбула пассажира ожидают два контроля безопасности: один при входе в терминал, иной — при входе в чистую зону.
Turkish Airlines рассчитывает отворить в новом аэропорту 5 бизнес-залов: один для пассажиров внутренних рейсов (площадью 3500 квадратных метров), одинешенек для прилетевших международными рейсами пассажиров бизнес-класса (1000 квадратных метров). Еще три станут функционировать в зоне вылета международных рейсов близко торговой галереи. При этом они будут разделены по разным категориям элитных пассажиров: для клиентов с билетами бизнес-класса и участников дорогих уровней программ лояльности залы будут различными (по 4600 квадратных метров каждый). Отдельные залы станут у трех глобальных альянсов авиакомпаний Star Alliance, Skyteam и oneworld, плюс личные залы некоторых других авиакомпаний и аэропортовые залы для пассажиров других перевозчиков. Кроме того, как в аэропорту Ataturk, для пассажиров бизнес-класса Turkish Airlines несомненно будет предусмотрен отдельный вход №5.
Как и в большинстве других солидных аэропортов мира, новый аэропорт Стамбула несомненно будет «тихим»: объявлений о регистрации или начале посадки не несомненно будет, за исключением внезапных изменений и других нестандартных случаев. Для пассажиров, прилетающих из государств Евросоюза и некоторых других стран, не будет контроля защищенности при пересадке на другой рейс — они будут выходить из самолета разом в чистую зону вылета.
Аэродром. В части перронов и взлетно-посадочных полос огромный новый аэропорт будет запускаться поэтапно. Сначало в работе будут две взлетно-посадочных полосы (но у каждой из них несомненно будет рядом полоса-дублер, используемая обычно как рулежная дорожка, но готовая поменять основную полосу в случае каких-либо проблем), в возможности их число возрастет до шести (плюс минимум два дублера).
Результат проекта. Новый аэропорт позволит значительно повысить число рейсов в Стамбул, в том числе из России. Он кроме того радикально улучшит условия для пассажиров по сравнению с давным-давно переполненным действующим аэропортом Ataturk. Кроме такого как, резко снизится число рейсов, обслуживаемых на удаленных стоянках без телетрапов — предполагается, что их будет не более 20%. Turkish Airlines рассчитывает с поддержкой нового аэропорта резко увеличить число рейсов и направлений и значительно потеснить конкурирующие азиатские авиакомпании. За пять лет она подразумевает поднять свой пассажиропоток в полтора с лишним раза — до 120 млн пассажиров в год.
Однако и другие перевозчики смогут в последствии перехода выполнять больше рейсов в Стамбул. При данном Старый аэропорт Ataturk полностью закрыт не несомненно будет, хоть он и остался без всех регулярных пассажирских рейсов. Во-1-х, еще по крайней мере год там сохранятся грузовые рейсы (после этого они будут также переведены в новый аэропорт). Во-2-х, там останется авиация общего назначения и деловая авиация. В конце концов, там же планируется проводить авиасалоны. По крайней мере доля терминалов предполагается переоборудовать под авиационный университет, еще доля территории может стать парком.
Октябрьский и декабрьский доскональные фоторепортажи из нового аэропорта доступны на Travel.ru.
Источник: travel.ru