Источник: rtournews.ru
Крышка года выдался урожайным на законодательные инициативы. Не так давно созданная Комиссия по выездному туризму РСТ — Северо-Запад практически сразу объединила мнения коллег и подготовила отзывы, коие были направлены в Министерство экономического развития и Госдуму.
1) Выставленные Российскому Союзу Турииндустрии 2 проекта нормативно-правовых документов в рамках «регуляторной гильотины» наделали немало шума и не были приняты туристским бизнесом Северо-Запада.
Принятие обоих обозначенных проектов, по мнению РСТ – Северо-Запад приведёт к значительным нехорошим изменениям на рынке туристских услуг, к значительному «правовому вакууму» в регулеровке туристской отрасли, создаст угрозу как неисполнения Стратегии становления туризма до 2035 года, утверждённой Распоряжением Правительства от 20 сентября 2019 года №2129-р, так и процессу «обеления» туристической сферы. Более того, реализация данной программки приведёт к значительному, в разы, сокращению конкуренции на рынке туристических услуг.
Для подтверждения указанных выводов, РСТ – Северо-Запад привел разбор вышеуказанных проектов.
- Полагаем, что отмена указанных нормативно-правовых актов невыполнима, так как приведёт к неисполнимости требований 132-ФЗ. Для возможности отмены обозначенных актов, необходимо кардинально переработать 132-ФЗ, убрав из него упоминания о части нормативных актов, дабы не создавался «правовой вакуум», когда выполнение общепризнанных мерок поставлено в зависимость от наличия подзаконного акта, какой будет отсутствовать, что приведёт к невозможности исполнения закона.
- Корректировка понятия «туристский продукт» и введение понятия «туристическая услуга» в 132-ФЗ в трактовках, которые содержатся в Директиве N 2015/2302 Евро парламента и Совета Европейского Союза «О пакетных турах и связанных с ними туристических услугах, изменении Регламента (ЕС) 2006/2004 и Директивы 2011/83/ЕС Евро Парламента и Совета и об отмене Директивы 90/314/ЕЭС Совета ЕС», без кардинальной переработки притязаний к туроператорам и турагентам, содержащихся в текущей версии 132-ФЗ, повлечёт коллапс множества отраслей малого бизнеса: билетных касс и билетных агентств, сервисов по аренде машин, сервисов и фирм по бронированию гостиниц и т.п.
- Авторы проекта обосновывают нужда принятия данных поправок исходя из утверждения о том, что теперешний закон не работает. Приводит в качестве доказательств а случаи ухода с рынка юридических лиц под брендом Натали Тур и «Жемчужная Речка». Однако данные случаи являются исключением и лежат в рамках уголовного законодательства и не имеют все шансы рассматриваться как основанием для утверждения о том, что закон в нынешней трактовке не трудится и основанием для вводимых изменений. Статистика страховых фирм и Ростуризма говорит об обратном. С момента принятия свежего закона выплаты пострадавшим туристам ушедших с рынка операторов (вделать число операторов) (за исключением мошеннических схем Натали Турс и Жемчужиной Речки) составили от 80 до 100%. Что указывает на то, что существующая схема ФПО и страхования ответственности с точки зрения обороны прав потребителей работают.
- Вторым главным пт обоснования необходимости принятия таких кардинальных поправок создатели заявляют необходимость «прозрачности» туррынка. Данные исправления не решают заявленной задачи по «обелению» рынка, так как не содержат устройств по контролю за:
- фирмами, которые находятся в реестре Росстуризма как операторы по внутреннему туризму (4950 операторов), а по прецеденту, судя по информации на сайтах занимаются выездным туризмом.
- личными лицами, которые в социальных сетях занимаются рекламой личных маршрутов за границу, собирают группы, принимают денежки через электронные кошельки. Называют себя «тревел консультантами».
- Считаем необходимым ввести в понятийный аппарат понятие «тревел консультанта». Прописать механизмы контроля и прогноза сайтов и возложить исполнение механизмов на Росстуризм.
В общем и целом, РСТ Северо-Запад считает, что проект Целевой структуры в данной редакции содержит неверные акценты на необходимость регулирования. Практически все предложения в предоставленном проекте направлены на ужесточение условий работы текущих фирм в сфере туризма, в то время как с точки зрения РСТ Северо-Запад в нормативном регулеровке необходимо сосредоточиться на устранении условий для работы тех фирм и лиц, которые предпочитают работать без приобретения статуса туроператора, или вообще без образования юридических лиц или ИП, не платящих налоги и другие сборы.
Таким образом, основной задачей конфигурации законодательства в данный момент является введение устройств по контролю за такими лицами, которые:
- находятся в реестре Ростуризма как операторы по внутреннему туризму, а по прецеденту, судя по информации на сайтах, занимаются формированием туристических продуктов в сфере выездного туризма.
- являются физиологическими лицами, занимающимися рекламой собственных маршрутов за рубеж, собирают группы, принимают деньги через электрические кошельки или иные способами, и называют себя «тревел консультантами».
- турагентами, без помощи других формирующими туристский продукт.
Принятие данного законопроекта, не лишь не приведет к снижению финансовой нагрузки, но и приведет к повышению финансовой нагрузки легально работающих операторов по грядущим причинам:
- Предполагаемые выплаты в резервный фонд не отнесены, а также являются бесконечными в отличии от ФПО, размер, которого ограничен 7%.
- Прибавляется финансовая нагрузка в виде сбора за ввод информацию за любую турсулугу.
- В связи с изменениями в понятийный аппарат отчисления в запасный фонд с новым функционалом будут производиться уже не с турпродукта, но и со всех отдельных предложений, в том числе с авиабилетов, страховок. По данным участников туррынка, сбор за выписку авиабилета колеблется от 150 до 400 руб за билет, при стоимости билетов от 15000р до 60000 р. В соответствии с этим прибыль авиакасс, операторов, выписывающих билеты не может покрыть затраты на ввод информации в систему Электрической путевки и выплат в резервный фонд. Предприятия туристического бизнеса вынуждены будут поднять сборы, для того, дабы исполнить нормы закона.
Исходя из вышеизложенного, принятие этого документа будет способствовать закрытию предприятий небольшого и микробизнеса, которые составляю 98% от легально работающих операторов по выездном туризму. Уменьшению рабочих мест, как следствие, увеличению нагрузки на региональные и федеральные бюджеты, коие вынуждены будут выплачивать пособия по безработице. Закрытие 98% операторов по выездному туризму, приведет в монополизации рынка, ущемлению водительских удостоверений граждан на конкурентную среду. Только в указанном случае Мотивированная структура будет способствовать именно развитию туризма в Рф, а также поможет достижению целей, указанных в Стратегии становления туризма до 2035 года.
Изложенная же в текущей редакции Мотивированной структуре программа репрессивных действий по отношению к фирмам, работающим в рамках закона, приведёт лишь к уменьшению законопослушного туристского рынка в разы и увеличению его «теневого» раздела.
2) 06/11 Дирекция получила проект внесения изменений в 132 ФЗ в части регулировки агентской деятельности и порядка заключения договоров туроператор–турагент.
Законопроект считается необходимым с точки зрения регулирования туристской области в целом, однако, на наш взгляд имеет следующие немаловажные недостатки в текущей редакции.
- Часть 16 ст. 4.3 ФЗ 132-ФЗ, предлагаемой к вводу, обязана быть изложена в редакции, которая бы не накладывала на туроператора лишних обязательств, когда турагент исключён из реестра (с ним расторгнут соглашение), из-за невыполнения им своих обязательств по оплате туристического продукта туроператору.
- Данным законопроектом на туроператоров, по сущности, возлагается обязанность по регистрации турагентов в федеральном реестре, при этом с обязанностью знать и отслеживать изменения, которые турагент имеет возможность произвести в данных о себе, например, об открытии обособленного отряда. При этом, указанные данные отсутствуют в открытом доступе, так как для открытия обособленного отряда (не филиала и не представительства), не требуется внесение записей в ЕГРЮЛ. При данном туроператор каким-то образом должен гарантировать достоверность обозначенных сведений. Данные обязательства существенно повышают административную нагрузку на туроператоров, для их выполнения потребуется дополнительный штат сотрудников, что, в свою очередность, приведёт к значительному увеличению расходов, а значит несомненно будет существенно влиять на финансовую устойчивость туроператоров, тем более относящихся к малому и среднему бизнесу.
- Процедура решения агентского договора, описанная в ст. 4.3 законопроекта, тщательно регулирует занесение в реестр сведений о турагенте первый раз. Согласно процедуре, указанной в законопроекте, срок решения первого агентского договора и приобретение статуса турагента несомненно будет занимать до 18 рабочих дней, то есть больше трёх недель.
- Процедура регистрации нового контракта в реестре турагентов будет занимать до 15 трудящихся дней, то есть трёх недель. Такие долгие сроки регистрации создают предпосылки для ситуации, когда турагентом заключён соглашение с туроператором, однако он не зарегистрирован, и при этом с турагентом имеет возможность быть расторгнут единственный действующий агентский соглашение, что повлечёт за собой его исключение из реестра ввиду недоступности в нём зарегистрированных агентских договоров.
- В целом данный законопроект ложит на туроператоров несвойственные им обязанности регистрирующего центра по ведению Одного федерального реестра турагентов, что является необоснованными и открыто избыточными обязанностями для данной сферы. В связи с данным из действий, необходимых для регистрации турагента в Едином федеральном реестре турагентов, нужно исключить для туроператоров все административные функции по введения инфы в данную государственную информационную систему, на создание коей также необходимы будут бюджетные средства и существенное время.
3) В конце ноября поступили законопроекты № 831595-7 и № 831599-7. внесенные в Госдуму РФ, касающиеся вступления электронной путевки.
Считаем принятие данных законопроектов в предложенном облике приведет к:
- закрытию туроператоров по выездному, въездному и внутреннему рынку Северо-Запада Рф;
- срыву туристического сезона 2020 года;
- срыву выполнения стратегии становления туризма Стратегии развития туризма до 2035 года, утверждённой Постановлением Правительства от 20 сентября 2019 года №2129-р;
- ущемлению конституционных водительских удостоверений граждан;
- ухудшению криминогенной обстановки.
Данные выводы базируются на следующих фактах.
- В законопроектах устанавливаются конкретные сроки вступления в действия, а именно с 01.04.2020 года. Однако, заметкой 10.3 Федерального закона «Об основах туристской работы в Российской Федерации» №132-ФЗ (далее – «132-ФЗ») учтено принятие нормативных актов уполномоченным федеральным органом исполнительной власти:
- распорядок размещения электронных путевок в единой информационной системе электрических путевок
- перечень указанных сведений в электронной путевки;
- притязания к реестру электронных путевок.
Часть данных нормативных актов были разработаны Минкультуры, но в последствии смены регулятора должны быть отменены и замещены надлежащими подзаконными актами Минэкономразвития, так как правила, установленные приказами Минкультуры, противоречат Распоряжению Правительства №747 от 08.06.2019 г. Принятие новых распоряжений требует значительного времени, также требуется на наш взор доработка перечня указанных сведений в электронной путевки в связи с переменами, происшедшими на туристическом рынке.
Соответственно при отсутствии нормативной базы и предисловии электронной путевки в действие с 01.04.2020 туроператоры обязаны будут прекратить продажу туристских продуктов (дальше – «турпродукт») как заграницу, так и по России, что приведет к закрытию туроператоров, 90% коих являются представителями малого бизнеса. Невозможность реализации турпродукта по Рф повлечет закрытие туроператоров в регионе, занимающихся въездным и внутренним туризмом.
Принятие каких-то законопроектов, устанавливающих сроки введения электронной путевки до этапа её физического создания в окончательном виде, а также до принятия нормативных актов, предусмотренных заметкой 10.3 132-ФЗ, считаем невозможным.
- Требуется существенная корректировка перечня сведений, указываемых в электронной турпутевке. Приказами Минкультуры Рф от 08.12.2017 года № 2046 и от 17.01.2018 N 30, учтены следующие сведения о туристе: Фамилия, Имя, Отчество, номер паспорта, контактный номер телефонного аппарата. Также, наличие в единой информационной системе совокупы таких данных как: даты поездки, страна, поездки, данные о заказчике и туристе, подключая номера паспортов, контактные номера телефонов и адреса клиентов, состав семьи, с кем едет, — может повергнуть к тому, что данными могут воспользоваться криминальные составляющие и заранее составить «план обноса квартир». Посетители предпочтут бронировать услуги самостоятельно на иностранных агрегаторах предложений, билеты напрямую на сайтах в авиакомпаниях, и, соответственно, туроператоры, вначале поставленные в неравные конкурентные условия, вынуждены станут прекратить свое существование.
- В законопроекте предлагается взимание платы за внесение инфы в электронную информационную систему. По существу электронная путевка считается государственной услугой. Государственная услуга является даровой. В случае введения платы за поддержание информационной системы, рекомендуем установление ежегодной абонентской платы по аналогии с платой за передачу сведений в ОФД (оператору фискальных данных) в объеме 2300 рублей. Полагаем, что затраты АО «НТТ» по поддержке информационной системы не имеют все шансы быть выше, чем затраты ОФД по обработке кассовых платежей.
- В законопроекте не предусматривается, тот факт, что 90% из 4000 операторов по внутреннему, выездному и въездному туризму считаются региональными туроператорами и не располагают своим штатом IT профессионалов. Считаем необходимым предусмотреть возможность ручного ввода инфы в информационную систему, а также привлечь региональных туроператоров как по выездному, так и внутреннему и въездному туризму к испытанию данной системы. На настоящий момент АО «НТТ» привлекло к испытанию исключительно крупнейших туроператоров по выездному туризму, в то пора как к малым и средним игрокам допуска к тестированию не предоставлено.
Туристический рынок Санкт-Петербурга высказал единую позицию по этому вопросу и к обращениям РСТ-Северо-Запад по электронной путевки присоединился АТЭП и аналогичную сделку высказал Комитет по туризму ТПП СПб.
4) По результатам рассмотрения на IV Всероссийском конгрессе туроператоров и туристических агентств в Сочи, проходившем с 20 по 23 ноября 2020 Несомненно будет направлено обращение в Госдуму.
РСТ — Северо-Запад предложило:
- Завести промежуточный порог по размеру финансового обеспечения в объеме 30 000 000 р. для операторов выездного туризма, у которых показатель числа туристов в сфере выездного туризма за год составил не больше чем 10 тысяч туристов включительно, а общая стоимость туристского продукта в сфере выездного туризма за предшествующий год составила не более чем 120 миллионов рублей. Нишевые туроператоры в случае роста оборотов и вхождения в коридор общей цены продукта от 40 000 000 до 120 000 000 рискуют утерять возможность работы на рынке выездного туризма, так как не имеют вероятность заключить договора страхования, потому что небольшие страховые фирмы имеют ограничения по максимальным суммам договоров на 1-го оператора в размере 30 000 000 (по требованиям регулятора ЦБ), а солидные страховые компании ставят заградительные преграды в облике минимального количества договоров по страхованию за рубеж в объеме 1 000 000 рублей, или тарифами, достигающими 10% от суммы покрытия.
На наш взор введение промежуточного размера финансового обеспечения в объеме 30 000 000 рулей будет способствовать обелению рынка, улучшению конкурентноспособной среды, позволит предоставить региональным нишевым операторам, коие платят налоги в региональные бюджеты, равные способности для работы . Уменьшат финансовую нагрузку на представителей микробизнеса.
Наблюдаете также в блоге RTourNews.ru: 10 самых перспективных направлений 2020 года по версии «Букинга».