Вопросы о том, в каком случае турфирма обязана предоставлять правоохранительным органам персональные данные собственных клиентов, когда компания имеет право завещать, и что грозит за неисполнение требований должностных лиц, в последнее пора звучат все чаще и чаще. На этом фоне редакция TRN обратилась к основному юристу компании «Байбородин и партнеры» Владимиру Казаку с пожеланием рассказать о всех нюансах, возникающих в подобных обстановках.
Что такое персональные данные, и кто имеет право их запрашивать?
По текстам эксперта, в соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона № 152-ФЗ «О индивидуальных данных» от 27.07.2006 (в действующей редакции), персональные данные — это неважно какая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физиологическому лицу (субъекту персональных данных). Таким образом, неважно какая информация о клиентах турагента и туроператора, а также лицах, в заинтересованностях которых клиент приобрёл туристические услуги, попадает под дефиниция «персональные данные».
В соответствии ФЗ «О персональных данных», операторы и другие лица, получившие доступ к персональным данным, должны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта индивидуальных данных, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
В свою очередь право на направление официальных запросов, содержащих притязания о предоставлении персональных данных туристов, имеют последующие государственные органы:
Согласно ФЗ «О федеральной службе безопасности», органы федеральной службы защищенности имеют право получать на безвозмездной основе от муниципальных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм принадлежности информацию, необходимую для выполнения возложенных на органы федеральной службы защищенности обязанностей, за исключением случаев, когда федеральными законами установлен запрещение на передачу такой информации органам федеральной службы защищенности.
В соответствии с ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор при притворении в жизнь возложенных на него функций вправе:
«При этом необходимо иметь в виду, что вышеуказанные возможности предоставлены прокурору, а не сотрудникам прокуратуры. Все запросы, поступившие в адресок турфирмы из прокуратуры, должны быть подписаны прокурором, а не другим сотрудником прокуратуры», — подчеркивает Владимир Казак.
Кроме того, по словам юриста, право на получение личных данных туристов содержит сотрудник Следственного комитета при осуществлении процессуальных возможностей, возложенных на него УПК РФ, а также сотрудники полиции при расследовании уголовных дел и в связи с оказавшимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и извещений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение коих отнесено к компетенции полиции.
«На основании вышеуказанных общепризнанных мерок права правоохранители и направляют в организации запросы о предоставлении документов и инфы, в том числе запросы на предоставление персональных данных туристов. При данном надо понимать, что, как и любой иной правоприменительный акт, какой предусматривает выполнение каких-либо обязанностей, запрос инфы должен обладать двумя свойствами — законностью и обоснованностью. Законность подразумевает, что требование о предоставлении документации должно быть основано на нормах закона, коие наделяют сотрудников правоохранительных органов правом запрашивать документацию (обозначены повыше). Обоснованность заключается в том, что в запросе должны быть указаны определенные фактические обстоятельства, наличие которых позволяет устроить вывод о том, что запрашиваемые документы и информация действительно выжны для всестороннего и полного расследования уголовного дела или проведения ревизии. Эти два компонента вместе делают требование силовиков неотклонимым для исполнения и, соответственно, влекут за собой ответственность за игнорирование запроса. На практике почаще всего надлежащая мотивировка требований отсутствует. Работники правоохранительных органов убеждены в том, что если закон дает им право запрашивать документы и информацию, то какая-либо добавочная аргументация в данном случае не требуется», — беседует Владимир Казак.
Как должен выглядеть официальный запрос?
По текстам ведущего юриста компании «Байбородин и партнеры», ориентируя запрос в организации, сотрудники подразделений полиции и ФСБ, во-1-х, должны указать правовые нормы, предоставляющие им право запрашивать документацию. За это время запрос будет обладать свойством законности. На практике эти правовые общепризнанных мерок содержатся в текстах запроса в большинстве случаев.
Во-2-х, что самое важное, в качестве фактического обоснования обязана быть указана следующая информация:
«При одновременном наличии этих компонентов, запрос возможно считать действительно законным и обоснованным. К сожалению, на практике верно обоснованные запросы встречаются крайне редко. В случае если информацию о номере и дате КУСП силовики практически всегда указывают, то разъяснение фактов, по которым проводится проверка и тем более то, как запрашиваемая документация относится к ее предмету, отсутствует фактически всегда», — сказал Владимир Казак, уточнив, что при проведении анализа слова запроса необходимо иметь в виду, что направление запросов вполне вероятно лишь при наличии установленных законом оснований, к количеству которых, например, просто осуществление оперативно-розыскной работы (при отсутствии расследуемых уголовных дел и зарегистрированных в установленным порядке заявлений и извещений о преступлении) не относится.
То есть ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» не допускает сбора, сбережения и использования информации, в том числе персональных данных туристов, в случае если это не связано с выявлением, предупреждением, пресечением и раскрытием злодеяний, а также выявлением и установлением лиц, их подготавливающих или совершивших.
«Этим образом, если запрос не содержит необходимых для ответа на него сведений, не считается мотивированным и объективно не позволяет турагенту или туроператору совершенно точно определить основания законности и необходимости получения запрашиваемых индивидуальных данных туристов, имеются вполне законе причины воздержаться от их предоставления. В таком случае при подготовке ответа нужно указать сотрудникам правоохранительных органов на недостатки запроса с пожеланием надлежащим образом обосновать свои требования. Передача документов в таких случаях может привести к нехорошим последствиям, так как мотивы направления запроса могут быть наиболее разными», — подчеркнул юрист.
Ответственность за не передача туроператором и турагентом персональных данных туристов правоохранительным органам.
Кодекс об административных правонарушениях, по текстам Владимира Казака, закрепляет два случая, когда турагенты и туроператоры имеют все шансы быть привлечены к ответственности за отказ от представления документов и индивидуальных данных туристов.
В соответствии со ст. 19.7 КоАП РФ непредставление или несвоевременное понятие в государственный орган, осуществляющий контроль информации в неполном размере или в искаженном виде, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на людей в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот руб; на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч руб.
«Эти санкции применяются за непредставление документов и информации , в случае если запрос в компанию поступает на этапе доследственной ревизии, до возбуждения уголовного дела. В соответствии со ст. 17.7 КоАП РФ, предумышленное невыполнение законных требований прокурора, или иного должностного лица, осуществляющего создание по делу об административном правонарушении влечет наложение административного штрафа на людей в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот руб; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч руб либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до 1-го года; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч руб либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста дня и ночи. Эти санкции применяются за непредставление документов и информации (индивидуальных данных туристов), или при получении запроса после возбуждения уголовного дела, или при проведении прокурорской ревизии», — рассказал эксперт.
Сообщать или не сообщать туристу о поступлении запроса?
Как объяснил эксперт, в Федеральном законе «О персональных данных» отсутствуют общепризнанных мерок, обязывающие турагента или туроператора, извещать туриста о поступлении запроса от правоохранительных органов, в котором находятся требования предоставить персональные данные туристов. «Уведомить туристов о поступлении вышеуказанного запроса это право, а не долг турфирмы», — подчеркнул собеседник TRN, отметив, что в законодательстве РФ кроме того отсутствуют нормы запрещающие туристической компании сообщать клиента о поступлении запроса от правоохранительных органов.
«В собственную очередь мы рекомендуем турагенту или туроператору, в случае поступления запроса от правоохранительных органов, содержащего притязания предоставить персональные данные туристов, известить туристов о поступлении запроса туристов. Это дозволит сохранить клиентов. Но при этом не следует идти на предлогу туристов, скрывать информацию или предоставлять недостоверную информацию правоохранительным органам», — объяснил ведущий юрист компании «Байбородин и Партнеры».
Практические советы
По словам эксперта, к сожалению, судебная практика на нынешний день сложилась таким образом, что предприниматели имеют все шансы быть привлечены к административной ответственности за непредставление документов и в случае, в случае если запрос правоохранителей не обладал свойствами законности и обоснованности:
С нашей точки зрения, нужно следовать следующим рекомендациям:
Источник: trn-news.ru